АвторСообщение



Сообщение: 1443
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.08 20:55. Заголовок: БН. XIX век. Театр. Музыка.


Еще несколько описаний культурной жизни николаевской эпохи.

Правила форума




Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]





Сообщение: 1444
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.08 20:56. Заголовок: Театр и музыка. В ..


Театр и музыка.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.

Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788—) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800—) вырос в семье крепостного актера. В одной из статей Белинского подробно

описано исполнение Мочаловым роли Гамлета. По словам Белинского, Мочалов “придал Гамлету гораздо более силы и энергии... и дал ему грусти и меланхолии гораздо менее, нежели... должен иметь шекспировский Гамлет...”. Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был В. А. Каратыгин.

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”—сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение “Ревизора”через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая I позволило поставить комедию. После спектакля он смущенно сказал: “Всем досталось, а мне более всех!”

В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”(впоследствии на советской сцене она шла под названием “Иван Сусанин”). В творчестве Михаила Ивановича Глинки (1804—) русское музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения (общие нормы гармонии, богатый и яркий западный оркестр), поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. Некоторые места в опере “Жизнь за царя”(например, знаменитый хор “Славься”) поражают своим прозрением в самую глубину народного творчества.

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере—“Руслан и Людмила”. Но если “Жизнь за царя”имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России тогда очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П. Мериме, композиторы Г. Берлиоз и Ф. Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки. Его перу принадлежит и ряд замечательных романсов. Пожалуй, наиболее известный из них написан на стихи Пушкина—“Я помню чудное мгновенье”,

Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского “Русалка”. Эта опера тоже встретила холодный прием у столичной публики. “Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признает во мне вдохновения,— писал огорченный композитор.—Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звуки прямо выражали слово. Хочу правды”.

Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.

Глинка и Даргомыжский не затмили обаятельно талантливых А. А. Алябьева, А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева. Композиторы-любители, они обогатили нашу музыку многими очаровательными романсами. От них ведет начало русский городской романс, наивный и трогательный. В первой половине XIX в. русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

Русская журналистика. В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, “Вестник Европы”) печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета “Казанские известия”. Она просуществовала 10 лет. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои “Губернские ведомости”. Участилось издание детских и женских журналов.

Официальной газетой по-прежнему были “Санкт-Петербург-ские ведомости”. Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф. В. Булгарин издавал газету “Северная пчела”. Она расхваливала правительство и во всем старалась угодить властям. Но ход их мыслей был непредсказуем, и Булгарин часто попадал впросак. “Не смей хвалить правительство! Правительство в твоих похвалах не нуждается!” — отчитывал его Дубельт, помощник Бенкендорфа. В другой раз начальственный гнев вызвало очень осторожное замечание насчет петербургской погоды. “Климат императорской резиденции бранишь?! — гремел Дубельт.— Вольнодумствуешь?! Смотри у меня!”

Среди русских журналов начала XIX в. особой популярностью пользовался “Вестник Европы”, основанный в 1802 г. Н. М. Карамзиным. Журнал придерживался умеренно-консервативного направления, отличаясь взвешенностью суждений, респектабельностью и высоким уровнем публикуемых материалов.

Ярким, но очень коротким оказался век у “Полярной звезды”, издававшейся А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский. Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г.

В первые годы николаевского царствования преобладали журналы консервативного направления. Только “Московский телеграф”выделялся либеральной направленностью. Издавал и редактировал его писатель и историк Н. А. Полевой. Гордясь своим недворянским происхождением, он выступал за уравнение прав всех сословий, за приобщение народов России к европейской культуре. Журнал просуществовал 9 лет и был закрыт в связи с критическим отзывом на драму Н. В. Кукольника “Рука Всевышнего отечество спасла”. “Телескоп”, в котором сотрудничал Белинский, издавался Н. И. Надеждиным всего пять лет.

После закрытия “Телескопа”эстафету либеральной журнали

стики подхватили петербургские журналы “Современник”и “Отечественные записки”. “Современник”основал А. С. Пушкин в 1836 г. Через несколько месяцев он погиб. Журнал вскоре захирел. Но в 1847 г. его возглавил Н. А. Некрасов, которому удалось привлечь к участию в нем И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. В “Современнике”печатались первые произведения Л. Н. Толстого (в том числе “Севастопольские рассказы”). Около года успел поработать в “Современнике”Белинский. Этот журнал стал его последним литературно-критическим поприщем.

В 1839 г. издатель и коммерсант А. А. Краевский стал выпускать “Отечественные записки”. На страницах журнала печатались произведения М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена. Особую популярность журнал приобрел в 1839— гг., когда отдел критики возглавлял В. Г. Белинский. Студент, приткнувшийся в коридоре у окна и читающий “Отечественные записки”,— это обычная картина университетской жизни того времени. Чтобы прочесть свежий номер журнала, студенты записывались в длинные очереди. Однако в 1846 г. Белинский, не поладив с Краевским, ушел из “Отечественных записок”, и журнал стал терять популярность.

Примером издания консервативного направления может служить журнал “Москвитянин”, выходивший с 1841 по 1856 г. под общей редакцией М. П. Погодина. Сын крепостного крестьянина, он был известен как литератор, историк и археолог, профессор Московского университета. Однако Погодин не обладал деловой хваткой Краевского, и его журнал отличался большой неаккуратностью в издании и даже оформлении. “Москвитянин” мыслился как издание, проповедующее идеи “официальной народности”, и создавался при содействии С. С. Уварова. Погодин вел полемику с петербургскими журналами, вообще с западниками, с писателями-реалистами, делая исключение лишь для Гоголя, который напечатал в нем несколько своих произведений. Сильной стороной “Москвитянина”была публикация источников по истории, фольклору, быту и обычаям русского народа, защита славянских народов Европы. Литературные разделы его были слабы, и журнал не пользовался популярностью у читателей. Не разделяя взглядов Погодина, в “Москвитянине”сотрудничали славянофилы, поскольку власти не позволяли им иметь своих органов. В 1850 г. в руководство журнала вошли молодые авторы Аполлон Григорьев, Александр Островский, Алексей Писемский и другие. Издание оживилось, но не надолго, и в конце концов “Москвитянин”был закрыт.








Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 90
Настроение: весёлый
Зарегистрирован: 23.07.08
Откуда: Украина, Одесса
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.08 20:57. Заголовок: вот это инфа суперск..


вот это инфа суперская, было очень интересно
Татьяна я вам превелико благодарен

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 354
Зарегистрирован: 04.10.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.08 15:01. Заголовок: Так значит, ИИ рассч..


Так значит, ИИ рассчитывал стать антрепренером! Может, поэтому Анне и вольной не давал, боялся, что замуж выскочит? С кем тогда он по Европам разъезжать бы стал!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 389
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.08 14:30. Заголовок: Если поместье состав..


Если поместье составляло все богатство ИИ, то он был не слишком богатым. Театр, нет, Анна могла быть хорошим денежным подспорьем. Гастроли приносили бы прибыль.
Вряд ли он боялся замужества Анны. Кто женился бы на девице без приданого, без семьи, бывшей крепостной? Купец, разночинец или военный, небогатый дворянин. Но Анна воспитана как леди. Полюбит ли она такого? Возможно, ИИ был прав - только театр мог дать Анне то положение, при котором она могла бы устроить свою жизнь. Ведь многое менялось.
Актеры, прежде в общественном сознании принадлежавшие к самым низам общества, становятся кумирами публики, и принимать их у себя теперь большая честь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 226
Настроение: спокойное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.08 17:58. Заголовок: ИИ мечтал уехать в Е..


ИИ мечтал уехать в Европу, а там происхождение не имело никакого значения, если есть талант.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 494
Настроение: Замечательное
Зарегистрирован: 02.12.07
Откуда: США, Вашингтон
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.08 18:08. Заголовок: Этот раздел открыт Т..


Этот раздел открыт Татьяной для "описаний культурной жизни
николаевской эпохи", т.е. первой половины XIX века.
Мне показалось очень интересным посмотреть на судьбу крепостной
актрисы конца XVIII века на примере Прасковьи Ивановны Жемчуговой.
Вот вам параллель:
Иван Иванович Корф - Анна Платонова-Долгорукая-Корф
Николай Петрович Шереметев -
Прасковья Горбунова-Ковалева-Жемчугова-Шереметева

Очень интересная статья, как в действительности могла сложиться
и сложилась судьба крепостной актрисы.
Какие были суровые нравы! Была любовь, но...
Для брака - строжайшая тайна!
"В 1801 Шереметев в строжайшей тайне венчался с Жемчуговой."

ЖЕМЧУГОВА, ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА (1768–1803), русская крепостная актриса. Родилась 20 июля 1768 в семье крепостного кузнеца Горбунова, получившего со временем фамилию Ковалев, и в неполные 8 лет была взята к графскому двору отца Н.П.Шереметева. В 1779 на сцене крепостного театра в Кускове дебютировала в роли служанки Губерт в комической опере А.Э.М.Гретри Испытание дружбы. После удачного дебюта Шереметев в 1780 поручил Ковалевой главную роль Белинды в опере А.Саккини Колония, или Новое поселение. В этом спектакле актриса впервые появилась под фамилией Жемчугова, поскольку Шереметев решил заменить «мужицкие» фамилии своих актрис новыми, по названиям драгоценных камней. После роли Белинды Ковалева-Жемчугова была переведена на положение первой актрисы театра. Среди ее ролей – Луиза (Беглый солдат Седена), Лоретта (Лоретта Демеро-Де-Малзевилля), Розетта (Добрая девка Пиччини), Анюта (Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский Колычева), Инфанта (Инфанта Заморы Паизиелло), Анюта (Три откупщика Дезида-Монвеля) и др. К 17 годам Ковалева-Жемчугова свободно читала и писала по-французски и итальянски, играла на арфе и клавесине, стала настоящей оперной певицей, обладавшей, по свидетельству современников, яркими драматическими способностями. Вершиной стала роль Элианы в опере Гретри Самнитские браки. Выступив в этой роли впервые в 1785, Жемчугова играла ее в течение 12 лет – небывалый случай в истории крепостного театра. Значительной считается роль Алины (Царица Голкондская Седена, 1786): присутствовавшая в Кускове на спектакле императрица Екатерина пожаловала Жемчуговой бриллиантовый перстень. В конце 1880-х годов крепостных актеров стали учить артисты труппы Медокса (женской частью труппы Шереметева руководила М.С.Синявская), в это же время Жемчугова становится женой Шереметева.
В 1795 театр был переведен из Кусково в Останкино, где построены театральные помещения, оснащенные по последнему слову техники и моды. 1795 ознаменован премьерой оперы Взятие Измаила (П.Потемкин – И.Козловский; Жемчугова выступила в роли плененной турчанки Зельмиры). С этого момента Останкино становится одним из центров художественной жизни Москвы, репертуар театра пополняется русскими комическими операми. В период наивысшего расцвета театра у Жемчуговой открылась чахотка. Спектакли временно прекратились, но в 1797, по случаю приезда Павла I, были показаны Самнитские браки. В 1798 Шереметев дал вольную Жемчуговой и всей семье Ковалевых. Понимая, что здоровье не позволит Жемчуговой вернуться на сцену, граф закрыл театр. В 1801 Шереметев в строжайшей тайне венчался с Жемчуговой. 3 февраля 1803 Прасковья Ивановна родила сына, а в ночь на 23 февраля скончалась и была похоронена в фамильном склепе Шереметевых. В память о покойной в Москве на Сухаревой площади было сооружено здание «странноприимного дома», который должен был «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам приданое» (ныне здесь находится НИИ скорой помощи им. Н.Склифосовского).

===============

Сссылка:
Это статья из "Энциклопедии Кругосвет"
http://www.krugosvet.ru/articles/67/1006708/1006708a1.htm

Лев Ланский Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 495
Настроение: Замечательное
Зарегистрирован: 02.12.07
Откуда: США, Вашингтон
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.08 18:56. Заголовок: А вот статья о самом..


А вот статья о самом графе Николае Петровиче Шереметеве:
http://www.museum.ru/news/default.asp?ID=5548
от 2001 года. Он был старше своей жены на 17 лет.

Н.П.Шереметев - наследник славы родовой
--------------------------------------------------------------

В Государственном музее керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"
открылась выставка "НАСЛЕДНИК СЛАВЫ РОДОВОЙ", посвященная
250-летию со дня рождения графа Николая Петровича Шереметева.
Среди знаменитых фамилий, составляющих славу и гордость отечества,
Шереметевы занимают особое место. Родоначальником графской ветви
рода был Борис Петрович Шереметев (1652 - 1719) - сподвижник Петра 1,
видный военачальник, первым в России удостоенный звания фельдмаршала
(1701) и графского титула (1706).

Его сын, граф Петр Борисович Шереметев (1713 - 1788) прославился
как покровитель искусств, коллекционер, владелец одного из лучших
крепостных театров в России.

Выставка Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII в."
повествует о судьбе видного государственного и общественного деятеля
России XVIII в. Николая Петровича Шереметева (1751 - 1809).
Сенатор, тайный советник, главный директор Московского дворянского
банка, обер-гофмаршал, а затем обер-камергер при дворе Павла 1,
он был отмечен российскими и европейскими орденами.
Сам же граф Н.П.Шереметев главным делом своей жизни считал
служение искусству - театру и музыке.

Театр в Кускове был одним из лучших в России. В его репертуаре
насчитывалось более 100 постановок итальянских, французских,
русских опер, балетов, комедий. На сцене Кусковского театра
блистали знаменитые крепостные актрисы П.И.Ковалева-Жемчугова
и Т.В.Шлыкова-Гранатова.

В основе экспозиции - уникальные экспонаты из собрания музея:
портреты членов семьи графов Шереметевых кисти Пьетро Ротари
и Н.И.Аргунова, портреты русских царей и императоров от Ивана
Грозного до Павла I, видных государственных деятелей и
военачальников XVIII в., представителей правящих династий
западных держав из фамильной "Портретной галереи", книги из
богатейшей библиотеки Николая Петровича, эскизы театральных
декораций и костюмов, "Генеалогическое древо" рода Шереметевых.

Трогательную историю любви графа к крепостной актрисе своего
театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой, ставшей его
женой, напоминают подлинные раритеты - парадный портрет
Прасковьи Ивановны, написанный Н.И.Аргуновым, вышивка,
сохранившая прикосновения ее рук, "Завещательное письмо"
графа Николая Петровича сыну с наказом свято чтить память матери.

В честь рано умершей жены граф Н.П.Шереметев основал в Москве
Странноприимный дом, сегодня известный как НИИ скорой помощи
им. Н.В.Склифосовского. Открытие Странноприимного дома
состоялось 28 июня 1810 года, но его учредителю не довелось
дожить до этого дня. 2 января 1809 года в возрасте 58 лет
он скончался, оставив потомкам наказ "Не живите себялюбивой
жизнью, живите для пользы нуждающихся...".


Лев Ланский Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 415
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.08 19:50. Заголовок: Лев, спасибо большое..


Лев, спасибо большое! Очень интересно было прочитать подробности. В той эпохе, в которой развивалась любовь графа, факт женитьбы знатного дворянина на крепостной был действительно вызывающим. Еще в начале 19 века было распространено право первой ночи, которым провинциальные помещики вовсю пользовались, а уж актрисы...Их положению не позавидуешь. Паша Жемчугова, насколько я знаю, приняла свою судьбу с покорностью, вряд ли брак с Шереметевым был ее волей и по большой любви с ее стороны.
В эпоху правления Николая Первого, сороковые годы 19 века, нравы несколько изменились. После войны 1812 года многие дворяне взглянули на общественное устройство России с другой точки зрения, такие понятия, как свобода, человеческое достоинство, права человека из умозрительных понятий стали целью, общество менялось, особенно после восстания декабристов. Дети крепостных, правда, единицы, тем не менее, выдвигались благодаря своему таланту и добивались славы и уважения общества. Сперанский, например, тот же Жуковский.

Вы провели аналогию с Иваном Ивановичем. Значит ли это, что вы допускали возможность других отношений между Анной и бароном, нежели отношения отец-дочь?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 496
Настроение: Замечательное
Зарегистрирован: 02.12.07
Откуда: США, Вашингтон
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.08 20:28. Заголовок: Спасибо, Нина, за Ва..


Спасибо, Нина, за Ваше принципиальное дополнение.
Конец XVIII века и 40-е годы XIX века действительно
различались достаточно сильно. Я имею ввиду нравы дворян.
В 40-е годы не требовалось "в строжайшей тайне венчался",
хотя дворянин, женившийся на крепостной и терял многое
в глазах общества и не мог с женой присутствовать на приёмах
наиболее знатных персон.
Владимиру Корфу было легче, чем Николаю Шереметеву.

Что касается Вашего вопроса:
"Значит ли это, что вы допускали возможность других отношений
между Анной и бароном, нежели отношения отец-дочь?"

По сценарию - нет, не допускал.
Вместо романтичной истории была бы история о реальном бесправии.
Именно то, что Иван Иванович не позволял себе обидеть крепостную,
сдерживал свои страсти, а сомневаться в них не следует, говорит
о том, что Иван Иванович, всё-таки, не чудовище, а честный дворянин
со своими слабостями, приведшими Анну к страданиям. Он был
обязан дать её вольную по достижению ею 16 лет и удерживать её
в своем театре только своей отцовской любовью, пока это было бы
возможным, а затем радоваться её успехам в Императорском театре.
Но на мой взгляд, внутренняя сила Анны, не забудем, что она
наполовину - княгиня Долгорукая, да и Марфа, хоть и крепостная,
но имела сильный характер, была причиной.
Так вот - эта внутрення сила Анны, которая всегда проглядывала за
её кротостью, и не давала И.И. возможности переступить последнюю черту. Он не мог позволить своей любимице потерять веру в справедливость.
И понимал, что Анна заслуживает, образно говоря, принца.
Прасковья Жемчугова, наверняка была любовницей графа, но для
того времени, и здесь, Нина, Вы правы, это было естественным,
и актриса мирилась с этим, но граф в итоге решился на венчание.
что делает честь графу. Время было такое.
Их сын был признан в обществе, также как и Сперанский
и Жуковский. Некоторое утешение для великой актрисы.
А туберкулёз (чахотка) в то время был неизлечим.


Лев Ланский Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1479
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.08 22:15. Заголовок: Лев, Нина, Жук! Ва..


Лев, Нина, Жук! Ваши посты относительно БН я перенесла в тему "Сериал "Бедная Настя"

Спасибо за статьи, Лев!




Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 97
Настроение: Игривое
Зарегистрирован: 09.02.08
Откуда: Украина, Николаев
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.08 17:55. Заголовок: Спасибо за статьи :s..


Спасибо за статьи

Доброта Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 269
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.08 23:21. Заголовок: Театр Кажется, с 1..


Театр

Кажется, с 19 века театр как зрелищное учреждение ничем не изменился. Даже театральные помещения полуторавековой давности используются, как прежде.
Да, сцена (если не считать вертящийся круг), зрительный зал, фойе остались прежними. Однако перемены, как социального, так и технического порядка, стоит упомянуть. Тем более, что герои многих классических произведений – вспомним хотя бы Евгения Онегина, Наташу Ростову, Анну Каренину или персонажей чеховской «Дамы с собачкой» – встречаются нам и в театре.
Места в театре резко различались по социальному составу зрителей. Ложи бенуара и бельэтажа не заполнялись разными людьми, а выкупались богатыми семьями и компаниями. При Николае I существовал «обычай»: дамы, принадлежавшие «высшему свету», сидели в ложах, а мужчины – в первых рядах кресел.
КРЕСЛАМИ же именовались передние ряды партера, собственно партер располагался позади кресел. Поэтому-то в «Евгении Онегине» партер и кресла различаются: «Театр уж полон; ложи блещут; / Партер и кресла, – все кипит…» В партере зрители поначалу стояли, сидений не было. Кресла обычно занимались одними мужчинами.

…Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам…

Тщеславный чиновник Ковалев, считавший себя штаб-офицером («Нос» Гоголя) покупал билет в кресла, считая, что «штаб-офицеры должны сидеть в креслах».
Места за креслами иногда назывались также СТУЛЬЯМИ.
Худшие места на самом верхнем ярусе назывались ГАЛЕРЕЕЙ (неофициально «ГАЛЁРКОЙ») или, в обиходе, РАЙКОМ. Последнее слово придумано не без юмора: действительно, до рая, расположенного на небе, добраться нелегко. Полунищий чиновник Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевского), пойдя с компанией в театр, очутился «в четвертом ярусе, в галерее». А вот как обыгрываются слова «рай, раек» в «Обыкновенной истории» Гончарова: «За место подле вас я не взял бы места в раю», – говорит Юлии влюбленный в нее Сурков. «Если в театральном, верю!» – насмешливо отвечает она.
БИНОКЛИ появились не сразу. Поначалу в театр ходили со ЗРИТЕЛЬНОЙ, то есть подзорной, ТРУБКОЙ для одного глаза. «Ох, много с трубкой зрительной / Тут можно повидать», – писал Некрасов о петербургском театре своего времени. Именно о таких зрительных приборах в «Евгении Онегине» сказано: «трубки модных знатоков». Кроме того, были ДВОЙНЫЕ ЛОРНЕТЫ – складные очки в оправе и с ручкой, но без установки фокуса, как в биноклях. Онегин в театр пришел с двойным лорнетом. В «Нови» Тургенева встречается выражение «одноглазая лорнетка» – очки для одного глаза, монокль.
Были и ДВОЙНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ТРУБКИ, с установкой на резкость. В «Княгине Лиговской» Лермонтова читаем: «Огромная двойная трубка закрыла всю верхнюю часть ее лица».
Во второй половине XIX века появляются театральные бинокли. У Вронского в театре, как и у Анны Карениной на скачках, в руках были бинокли.
В XIX веке в драматических театрах перед главной пьесой давали ВОДЕВИЛЬ – небольшую комическую пьесу с музыкой и танцами. Большинство водевилей было глупейшего содержания. Вкусы Репетилова в «Горе от ума» прекрасно характеризует его фраза: «Да! водевиль есть вещь, а прочее всё гиль». Серьезные пьесы до его сознания не доходили.
В антрактах публику развлекал произведениями легкой музыки оркестр, расположенный в зрительном зале, на обычном месте перед сценой.
Такая деталь, как хранение верхней одежды в театре, тоже заслуживает нашего внимания: состоятельные люди ездили в театр со своими лакеями, которые во время спектакля стерегли их одежду. В «Княгине Лиговской» Лермонтова написано, что разгоревшийся скандал чуть не разбудил лакеев, спавших на барских салопах в коридоре первого яруса. Или у Пушкина: «Еще усталые лакеи / На шубах у подъезда спят…» – внутри театра. А замерзшие зимой кучера ждали господ у экипажей, разложив костры: «И кучера вокруг огней, / Бранят господ и бьют в ладони…»
Изменилась и кое-какая лексика: гардероб назывался ВЕШАЛКОЙ (еще Станиславский писал: «Театр начинается с вешалки»), театральный вестибюль – СЕНЯМИ, программки, продаваемые зрителям, – АФИШКАМИ, билетеры – КАПЕЛЬДИНЕРАМИ, дирижер – КАПЕЛЬМЕЙСТЕРОМ, статисты – ФИГУРАНТАМИ и т.д.
Первоначально театры освещались свечами, которые не гасились и во время действия. С середины XIX века освещение стало газовым. В «Анне Карениной» упоминаются «бронзовые газовые рожки» на театральном представлении. Это было очень опасно в пожарном отношении. Напомним, что в 1853 году из-за неосторожного обращения с газом сгорел московский Большой театр, который после этого был радикально перестроен. Электрическое освещение театров в крупных городах появилось только в 1890-х годах.

(Ю.Федосюк "Энциклопедия русского быта 19 века)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 270
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.08 23:32. Заголовок: Мила пишет: Если по..


Мила пишет:

 цитата:
Если поместье составляло все богатство ИИ, то он был не слишком богатым.


Поместье в те времена являлось главным источником доходов.
До отмены крепостного права в 1861 году достаток помещика определялся не размерами земли, которой он владел, а числом крестьянских душ, ему принадлежавших. Количество земли считалось не столь существенным без работников, способных ее обработать, она не представляла собой столь высокой ценности.
Помещики разделялись на МЕЛКОПОМЕСТНЫХ (владевших душами числом до ста), СРЕДНЕПОМЕСТНЫХ, число душ которых исчислялось сотнями, и КРУПНЫХ (около тысячи и более душ). Итак, мерилом богатства была не величина поместья, а количество крепостных!
Сколько было душ у Корфа неизвестно. Но в сериале говорилось, что барон Корф богатый человек. Судя по большим каменным особнякам в Питере и в поместье, а также обстановке, он в самом деле был очень богатым человеком.
Мы склонны судить о барских домах по уцелевшим крупным особнякам, даже дворцам, затем превращенным в музеи, санатории, институты. Иллюзию, что в таких зданиях обычно и обитали русские помещики, поддерживают некоторые кино– и телефильмы на исторические темы. Но знакомые нам бывшие барские дома, как правило, каменные, принадлежали богатым вельможам, имевшим возможность построить и отделать их со всевозможной роскошью, привлекая талантливых архитекторов и художников. Большинство же домов помещиков средней руки были бревенчатыми, не всегда даже оштукатуренными, небольших размеров, иные – с крепкую современную деревянную дачу, без особых удобств и затей. Тысячи этих домов были перестроены, разобраны на продажу или сгорели еще до революции или в революцию. К нашему времени бывших помещичьих домов остался ничтожный процент.
В своих произведениях русские классики приводят множество правдивых описаний типичных среднепоместных и мелкопоместных имений. Надо только внимательно вчитаться.
У Лаврецкого в «Дворянском гнезде» Тургенева – «ветхий господский домик… с кривым крылечком».
У помещика Маркелова в «Нови» «собственно и усадьбы не было никакой: флигелек его стоял на юру, недалеко от рощи… Все казалось бедным, утлым, и не то чтобы заброшенным или одичалым, а так-таки никогда не расцветшим, как плохо принявшееся деревцо».
А вот рассказ того же Тургенева «Конец»: «Дом Талаганова, маленький, приплюснутый, полусгнивший, похож был скорее на плохую крестьянскую избу, чем на жилище помещика».
И все это – в середине XIX века, до крестьянской реформы 1861 года, то есть в то время, когда помещики оставались господствующим классом России и далеко еще не разорились и не обеднели в общей своей массе.
Вспомним и Татьяну Ларину, которая называет свой родной дом «наше бедное жилище».
(Ю.Федосюк "Энциклопедия русского быта 19 века)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 327
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.08 23:41. Заголовок: Мимоза, спасибо! С и..


Мимоза, спасибо! С интересом прочитала и про театр и про поместья. По сравнению с приведёнными примерами Корфы и правда были очень богаты. А вот у Репниных, похоже, и флигелька не было .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 274
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.08 00:02. Заголовок: Миха пишет: А вот у..


Миха пишет:

 цитата:
А вот у Репниных, похоже, и флигелька не было


Хи-хи. Виртуально поместье у него какое-то было. А вот крепостных, скорее всего нет . Иначе, он не задавал бы идиотских вопросов Григорию: "Ты говоришь, что крепостные должны делать все, что им барин прикажет? "


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет