АвторСообщение



Сообщение: 341
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 20:54. Заголовок: БН. Эпоха сериала. Быт. Нравы. Мораль.


Хотелось бы в преддверии просмотра еще раз вспомнить обычаи тех дней. Найдете что-нибудь интересное - пополняйте!

Правила форума

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 30 , стр: 1 2 All [только новые]





Сообщение: 342
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 20:56. Заголовок: Русская культура I п..


Русская культура I половины XIX в

Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д.

Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России формируется романтизм – течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783–1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения (баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для романтиков характерен интерес к истории. Не случайно В. А. Жуковским была переведена «Одиссея» Гомера. Император ценил заслуги В. А. Жуковского, ему было доверено воспитание наследника престола, будущего Александра II, в 1841 г. Жуковский был избран академиком Петербургской АН. Помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841).

Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. Как уже было сказано, ранний Пушкин – романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. В то же время он считается родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «энциклопедией русской жизни». На первый взгляд Онегин напоминает излюбленный тип романтического героя – разочаровавшийся в жизни, уставший от великосветского общества молодой человек, стремящийся к уединению в деревенской глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить, что сам автор отнюдь не считает затворничество Онегина благородным и поэтичным и не пытается убедить в этом читателя. Это не романтический «идеал». Пушкин рисует реалистический портрет человека, который «играет» для самого себя одинокого романтического героя. «Заигравшись», Онегин не смог оценить искреннего чувства в совсем не соответствующей романтическим канонам, не «таинственной», не «роковой» деревенской барышне Татьяне. Для Онегина дороже оказывается его красивая поза, за что он и расплачивается в итоге. Помимо «Онегина» выдающимися образцами реализма в творчестве А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский».

Не просто складывались отношения А. С. Пушкина с властью. Близость декабристам, независимый характер стали причиной достаточно прохладного отношения к нему со стороны Николая I. Ссылки и опалы сменялись сомнительными императорскими милостями, такими например, как пожалование низшего придворного чина камер-юнкера, не подходящего Пушкину ни по возрасту, ни по занимаемому месту в обществе.

Трагической была гибель поэта. Конфликт, разгоревшийся при молчаливом попустительстве великосветского окружения, привел к дуэли, необходимость участия в которой была продиктована понятиями дворянской чести, к которым сам А. С. Пушкин относился очень серьезно. Пушкин был убит в возрасте 37 лет.

Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика. Однако со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, М. Ю. Лермонтов в своем творчестве сочетал романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургия М. Ю. Лермонтова представлена пьесой «Маскарад», написанной в 1835 г.

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Наследие Н. В. Гоголя многообразно. Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород», и наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос») сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Шинель»). В 1835 г. Н. В. Гоголь закончил комедию «Ревизор», сюжет которой был подсказан ему А. С. Пушкиным. Комедия без положительного героя, в образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Не случайно фраза городничего в финальной сцене: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь» воспринималась как адресованная в зрительный зал. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н. В. Гоголя «Мертвые души», названное самим писателем поэмой.

На середину века пришелся расцвет творчества графа А. К. Толстого (приходившегося Л. Н. Толстому троюродным братом). Из наиболее известных произведений А. К. Толстого следует назвать стихотворение, впоследствии ставшее популярным романсом «Колокольчики мои…», и исторический роман «Князь Серебряный».

Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.

Еще одним прямым следствием развития словесности можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского. В 20–30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.

Первая половина XIX в. ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. М. И. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки на много десятилетий вперед. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки. «Создает музыку народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем», – считал М. И. Глинка. Писал Глинка и романсы.

Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869). Новаторство Даргомыжского выразилось в поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Его опера «Русалка», в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала рождение нового жанра – народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк» и «Титулярный советник».

Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники Глинки А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, известные сегодня, в основном, как авторы романсов.

В отличие от других видов искусства в русской архитектуре I половины XIX в. сохраняет свои позиции классицизм, вступивший в стадию наивысшего развития – зрелый или высокий классицизм, часто именуемый русским ампиром. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814). Главное творение Воронихина – Казанский собор, величественная колоннада которого образовала площадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку в важнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе был погребен М. И. Кутузов и собор стал своеобразным памятником победам русского оружия в войне 1812 г. Позже на площади перед собором были установлены статуи Кутузова и Барклая де Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.

Вид греческого храма придал зданию Биржи архитектор Ж. Тома де Томон (1760 – 1813), швейцарец по происхождению, приехавший в Россию еще в XVIII в. Монументально-лаконичный силуэт, мощная дорическая колоннада Биржи в сочетании с поставленными по краям ростральными колоннами организуют не только ансамбль стрелки Васильевского острова, разделяющей два русла Невы перед ее впадением в Финский залив, но и влияют на восприятие как Университетской, так и Дворцовой набережных.

Важную роль в формировании архитектурного облика Петербурга играет здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А. Д. Захарова. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. В центре его расположена триумфальная арка с высоким золоченым шпилем, ставшим одним из символов города.

Высшим достижением ампирной архитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси (1775–1849). Наследие его огромно. Он проектировал целыми ансамблями. Так, создавая Михайловский дворец (ныне Русский музей), Росси организовал площадь перед дворцом, наметив эскизы фасадов, выходящих на площадь домов, спроектировал новые улицы, связавшие дворцовый комплекс с окружающей городской застройкой, Невским проспектом и пр. Принял К. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием Генерального Штаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницей Славы. К. И. Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.

Замечательные памятники ампирной архитектуры создал В. П. Стасов. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни. С 1818 по 1858 г. французским архитектором Огюстом Монферраном строился грандиозный Исаакиевский собор – здание, чьи несколько тяжеловесные, перегруженные декором формы свидетельствовали о начале кризиса классицизма в архитектуре и наступлении эпохи эклектики (смешения стилей).

В Москве выдающимся мастером зрелого классицизма стал Осип Иванович Бове (1784–1834). Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота на въезде в город со стороны Петербурга и пр. Много и плодотворно работали в Москве архитекторы Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьев. Особенно интересны их проекты московских жилых домов и усадеб.

В 1804–1818 гг. И. П. Мартос, скульптор, чья творческая карьера началась еще в XVIII столетии, создает памятник Минину и Пожарскому, средства для строительства которого были собраны по общественной подписке. В памятнике воплотились настроения патриотического подъема, охватившие русское общество в связи с отражением нашествия войск Наполеона. Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли, было создано скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским (Колесница Славы на Триумфальной арке Росси, скульптурные группы у Горного института Воронихина и пр.). Интересно также творчество скульпторов И. П. Витали (бюст Пушкина, 1837 г.; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора), П. К. Клодта («Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором).

Господствующим стилистическим направлением в живописи в I половины XIX в. стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский (1782–1836). Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника поэтов В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Отзыв Пушкина о своем портрете вполне характеризует творческую манеру Кипренского, в которой портретное сходство, правдивость сочетались с некоторой романтической идеализацией изображаемого персонажа: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Не менее прославленным портретистом был Василий Андреевич Тропинин (1776–1857), сын крепостного крестьянина, сам он освободился от крепостной зависимости в возрасте 45 лет. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина характерны простота, безыскусность, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он помещал портретируемую модель. Одна из лучших его работ – портрет сына Арсения. Тропинин является создателем одного из прижизненных портретов А. С. Пушкина (1827 г.).

Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) («Гумно», «На пашне. Весна», «Утро помещицы»), художник и педагог. Венецианова привлекало изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах предстает в сильно идеализированном виде, но все же сам факт обращения к народному быту является свидетельством определенного этапа в развитии, приведшем в последствии к формированию в полной мере реалистического искусства. Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П. А. Федотова – художника, которого часто называют «Гоголем в живописи». Его работы носят, как правило, сатирический характер, в них перед зрителем разворачивается целая история. Таковы его полотна «Свежий кавалер», «Сватовство майора».

Величайшим мастером романтической живописи был Карл Павлович Брюллов (1799–1852). Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его творческой манере. К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина «Последний день Помпеи» стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Брюллов был выдающимся портретистом. Он писал как замечательные по красоте парадные портреты («Всадница» 1832 г.; портрет графини Ю. П. Самойловой 1839 г.), так и камерные, отличающиеся тонким психологизмом (портрет А. Н. Струговщикова 1841 г.; Автопортрет 1848 г.).

Совсем по другому складывалась судьба другого великого живописца эпохи Александра Андреевича Иванова (1806–1858). Он не был любимцем высшего света, вел жизнь наполненную работой, много сил отдавал изучению философии и истории религии. Главным его произведением, замысел которого он долго вынашивал, к которому шел всю жизнь была картина «Явление Христа народу». Созданию этого монументального полотна он посвятил двадцать лет (1837–1857 гг.) В процессе работы над картиной было создано огромное количество набросков и эскизов, имеющих самостоятельную художественную ценность.

В жанре морского пейзажа (так называемой марины) работал И. К. Айвазовский (1817–1900). Его полотна поражают удивительно живописным изображением морской стихии. Пронизанные лучами солнца волны, грозовое небо – излюбленные мотивы И. К. Айвазовского. Хрестоматийную известность приобрела картина «Девятый вал» (1850 г.), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма мастера и свидетельствующая о романтическом складе его творчества в этот период.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 343
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 21:05. Заголовок: Особенности и традиц..


Особенности и традиции воспитания дворянок в России в первой половине 19 века.


Воспитание мальчиков и девочек различалось с древних времен: из мальчиков готовили будущих воинов, а из девочек хозяек. В восьмом веке в большой бедной семье девочка считалась обузой и мать была вправе убить новорожденную, избавив тем самым семью от лишнего рта.
С принятием христианства на Руси отношения в семье стали гуманнее. Основное внимание уделялось душевному развитию ребенка. Родители строили свои отношения с ребенком, руководствуясь домостроем. Поощрялись наказания, родителям нельзя было улыбаться своим детям, так как это считалось не душеспасительным. Воспитывался не ум, а хозяйственность. Детей активно включали в работу по дому.
Дочь продолжала считаться обузой для семьи, поэтому ее надо было либо удачно выдать замуж, либо отдать в монастырь.
Царевны любого возраста были укрыты от посторонних глаз, тогда как царевичи - только до 15 лет. Из мужчин их видел только царь, да и то редко, даже не садясь сними за обеденный стол. Из дворца царевны имели право выходить только в церковь или выезжать в монастырь, где стояли на службах за специальной перегородкой. Замуж выйти они не могли, поскольку на Руси для них не было равной пары, а за иностранцев выходить не могли из-за различия вероисповедания. Обучались царевны шитью, рукоделию, чтению и письму на уровне составить послание и понять религиозную книгу.
Позже такой порядок упразднился: царевна Софья получила образование у Симеона Полоцкого и выходила в свет.
В 1086 году княгиня Анна Всеволодовна собрала при Андреевском монастыре Киева около 300 воспитанниц для обучения их (писанию, такоже ремеслам, пению, швению…), а в 13 веке в Суздале существовали училища для девочек.
18 век- время значительных преобразований страны: в жизненных установках, быту, нравах, взглядах русского общества. Глубокие социальные перемены влекли за собой не только изменение внешнего облика русского человека( одежда, прическа, поведение), но и внутреннего его содержания.
Надо было ввести женщину в общественную жизнь.
Большое внимание уделялось изучению иностранных языков, которые в 18 веке знали лишь отдельные представители высшего общества.
Дети некоторых богатых семей прежде всего девочки, получали домашнее воспитание и образование, для чего в семьи приглашали учителей в основном иностранцев. В качестве домашних учителей иностранцы впервые появились в семье Петра первого и царицы Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра. С этого времени образованию царевен стали уделять значительно больше внимания. Например дочерей Петра первого- Анну и Елизавету обучали грамоте, иностранным языкам( французскому, итальянскому, немецкому), учили со вкусом одеваться, танцевать, петь, а также правилам европейского этикета.
Стройной системы домашнего воспитания не было. В одних дворянских семьях детям давали слишком много воли, в других- наказывали за малейшую провинность.
Активную роль в семейном воспитании играли иностранные учителя и воспитатели, на которых во второй половине 18 века резко увеличился спрос. Их труд, далеко не всегда квалифицированный, щедро вознаграждался. Такое обучение не приносило пользы, и многие дворяне, кичившиеся своим знанием и положением, нередко использовали иностранные слова не к месту, не задумываясь над их истинным значением. Более того, многие, даже образованные дворяне, подчас не знали своего родного языка.
Открытие Московского университета внесло определенные коррективы в семейное воспитание: для обучения детей на дому стали приглашать студентов, несомненно, значительно лучше подготовленных, чем заезжие иностранцы.
Для девочки домашнее воспитание начиналось с того, что ей выписывалась гувернантка, обычно француженка, иногда англичанка. Образование сводилось к знанию одного- двух языков- французского и немецкого, знание английского языка поднимало уровень образования до высокого. Кроме того, дворянка должна была уметь танцевать, держать себя в обществе, рисовать, петь, играть на музыкальном инструменте, знать чуть-чуть истории, географии, словесности. (Лотман).
К середине 18 века немцы и французы служили в каждом богатом дворянском доме учителями или воспитателями. Детей обучали не только языкам, но их вводили в круг европейского общения, в мир европейской литературы и философии.
Женщина, игравшая в обществе 18 столетия более значительную роль чем в прежние времена, приобретя некоторую свободу действий, все же постоянно чувствовала ее ограничение. Например, девушка, присутствующая на ассамблее не могла более одного раза протанцевать с одним кавалером, если тот не является ее родственником. В беседах от нее требовалось молчание, внимательное слушание и ответы «да-с» или «нет-с». ( Однако со временем такие требования изменились. Так, Е.Н.Ушакова пишет о Н.Н.Гончаровой: «Алексей Давыдов был с нами в собрании и нашел, что Карс (Гончарова) должна быть глупенька, он по крайней мере стоял за ее стулом в мазурке более часу и подслушивал ее разговор с кавалером, но только и слышал из ее прелестных уст: да-с и нет-с.»
В соответствии с требованиями общества русская девушка должна была обладать многими добродетелями, в число которых входили «охота и любовь к слову, к службе Божией, истинное познание Бога, страх Божий, смирение, благодарение, почитание родителей, трудолюбие, милосердие, бережливость, молчаливость и прочая» ( часть книги « Юности честное зерцало», посвященное воспитанию девушки, «Девической чести и добродетели венец»).
Развитие страны требовало не только образованных мужчин, но и женщин. Была предпринята попытка отправить за границу для обучения дочерей из знатных семейств, но сопротивление этому оказалось слишком сильным. Русское высшее общество предпочитало обучать дочерей на дому. Государство, заинтересованное в развитии женского образования, пыталось делать это необычным способом, приняв специальный указ, по которому запрещалось венчать дворянских девушек, не умеющих самолично написать хотя бы свою фамилию.
Появились первые программы женского образования, разработанные Ф.С.Салтыковым. В одной из глав своих «Пропозиций» он предложил во всех губерниях создать школы на основе женских монастырей, в которых бы обучались девочки от шести до пятнадцати лет домоводству и изяществу. Для домоводства необходимы были грамота и арифметика, для изящества- иностранные языки, музыка, пение, танцы и рисование. Самое серьезное внимание, по Салтыкову, следовало уделять нравственному воспитанию и подготовке девушек к материнству.
Программа Салтыкова нацеливала общество на воспитание в женщине не только духовности, что было характерно для русской педагогики в древности, но также на воспитание в ней изящества манер, умения нравиться и привлекать к себе внимание. Не меньшее внимание уделялось приобретению знаний, необходимых ей в деле воспитания детей и ведения домашнего хозяйства.
Во второй половине 18 века в связи с усилением влияния дворянства, ставшего социальной опорой власти, широко развивалось дворянское образование, основой которого стали закрытые учебные заведения.
Для обучения дворянских дочерей был создан в 1764 году при Смольном женском монастыре институт, учиться в котором считалось весьма почетным и в 19 веке. Сюда принимали девочек пяти-шести лет из богатых и знатных семей, а также из небогатых, но имевших для обучения здесь веские причины, например, отец- генерал, погибший за Отечество, или заслуживший покровительство двора.
Воспитанницы жили в институте, подолгу не видя своего дома и родных, посещения родителей разрешались крайне редко. В уставе учебного заведения отмечалось, что родители поручают государству опеку над дочерьми до восемнадцатилетнего возраста и не станут требовать их обратно.
Задумывалась широкая программа обучения иностранным языкам (немецкому, французскому, итальянскому), физике, математике, астрономии, танцам, архитектуре, но в действительности обучение в Смольном проходило поверхностно: серьезно относились лишь к иностранным языкам, танцам и рукоделию, тогда как физика и математика сводились к самым элементарным знаниям.
Воспитанницы обучались домоводству, их учили вязать чулки, шить платья, вышивать. Много внимания уделялось эстетическому циклу: рисованию, лепке, игре на музыкальных инструментах.
Обучение длилось двенадцать лет, разделенных на четыре ступени по три года. В уставе были четко определены не только учебные дисциплины, но воспитательные задачи, форма одежды и условия проживания воспитанниц каждой ступени. В каждом отделении назначались: надзирательница, ведущая строгий надзор за всем происходящим, учительницы, служанки.
Воспитанниц первой ступени (от шести до девяти лет) называли «кофейницами» по цвету их форменных платьев. Девочки изучали богословие и благонравие, арифметику, русский и иностранные языки, рисование, танцы, пение, музыку, вязание, шитье.
На второй ступени девочки девяти- двенадцати лет («голубые»), помимо всего перечисленного, изучали географию, историю, начатки экономических знаний (домоводство). Отчаянные и непослушные воспитанницы этого возраста часто доставляли учительницам много хлопот, не выполняли уроков.
Воспитанницы третьей ступени, девочки двенадцати- пятнадцати лет, носили серые платья и изучали архитектуру, геральдику, читали исторические и нравоучительные сочинения.
Девушки последней ступени (пятнадцать-семнадцать лет), или «белые» на занятиях носили форму зеленого цвета, белые же платья надевали на балы, устраиваемые для них в институте.
Широко распространилось мнение, что театр способствует идеальному воспитанию, поэтому с 1771 года в Смольном институте во время праздников стали устраивать силами самих учащихся спектакли, на которые приглашались придворные зрители.
Целью учебы в Смольном для небогатой девушки являлась возможность стать фрейлиной, для богатой - удачное замужество, сами знания мало кого интересовали, поэтому учились воспитанницы спустя рукава. На выпускном экзамене от них требовалось рассказать лишь один билет, заранее известный, однако присутствие на экзамене кого-либо из царской семьи заставляло выпускниц волноваться (см. Лотман 2000).
Среди смолянок существовал обычай кого-нибудь «обожать». Обычно девочки выбирали предметом своего обожания воспитанниц старших ступеней. Непременным условием было шептать вслед «предмета»: «Восхитительная! Ангел!». Сами старшие «обожали» членов царской семьи- это культивировалось (см. Лотман 2000).
Что касается домашнего уклада и женского быта, то реформы Петра Первого сломали устоявшиеся стереотипы - женщины-дворянки стремились внешне изменить свой облик и приблизиться к типу западно-европейской светской женщины. Изменяются прически - становится обязательным парик. Парики пудрили. Изменяется весь способ поведения- дворянки стремятся как можно меньше походить на своих бабушек и на крестьянок.

В модах царила искусственность, много сил тратилось на изменение внешности. Стали популярны мушки из тафты и бархата, причем места, куда наклеивались мушки имели свой смысл. Комбинация мушек и жестов веером (мушку можно было им прикрыть или оставить на виду) позволяла создать «язык кокетства».

Дамы вели преимущественно вечерний образ жизни, а поскольку при свечах лица бледнеют, им нужен был яркий макияж, для которого использовалось много румян.

Жизнь светской дамы проходила среди балов, кокетства, танцев и пения. Семья, хозяйство, дети отодвигались на второй план. Модно было иметь любовника.

В то же время жизнь дворянки монотонна: ее увеселения составляют приемы гостей на именины и церковные праздники, без повода приехать могли только родственники. Говорили женщины о хозяйственных делах, сплетничали (особенно в провинции, где не было принято кокетничать). Распространены были карточные игры и танцы.

В городе утро дворянок проходило в обмене новостями. Начиналось оно с макияжа, за ним следовал легкий завтрак и наряд. Во время утренних визитов - званных обедов - еду подавали не сразу, а проводили около часа за разговорами. После обеда беседы возобновлялись, причем дамы удалялись в отдельные покои (см. Пушкарева год).

В 70 годах 18 века зарождается романтизм. С появлением работ Ж.Ж.Руссо становится принятым стремиться к природе, к «естественности» нравов и поведений.

Одежды становятся просты, шьются из легкой ткани. Отказ от париков. Вместо румян используются белила, так как бледность объявляется обязательным элементом женской привлекательности. Другим элементом красоты женщины является полнота. Портретисты специально «укрупняют» заказчиц. Женщина той поры ест много и не стесняется этого.

В эпоху романтизма мода на здоровье кончается. Выглядеть здоровой считается вульгарным. Красивая бледность- знак глубины сердечных чувств. Идеал женщины бледная, мечтательная, ей идет грусть.

В это же время стали ценить ребенка, детство. Дворянки сами стали кормить детей грудью (до этого нанимали кормилиц). Появляется детская одежда, комната, игры. Все это- целиком заслуга женщины, так как мужчина погружен в служебные дела. Чтобы создать детский мир женщине нужно много читать. К концу 18 века появляется новое понятие - женская библиотека.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 344
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 21:19. Заголовок: Характерные особенно..


Характерные особенности этикета 19 века


В отличие от предшествующих столетий этикет 19 века носил буржуазный характер; общепринятые правила поведения, приобретая интернациональный характер, были распространены среди всех слоев обществ. Требования к воспитанному человеку были одинаковыми во всех странах Европы и Америке.

Этикетные формы больше не были связаны с поведением при дворе монарха, а касались всех и были направлены на регламентирование ежедневного бытового поведения каждого, что происходит и в наши дни. Но по сравнению с 20 веком, прошедшее столетие культивировало гораздо более разветвленную систему этикетных норм и установок, касающихся самых мелких деталей личной и социальной жизни человека, в результате чего влияние этикета на частную жизнь индивида было чрезвычайно велико.

И в более ранние эпохи правила поведения третьего сословия отличались от этикета аристократии, но в 19 веке средний класс становится определяющим в обществе и, отвергая аристократические церемонии, создает свои представления о хороших манерах, зачастую не менее жесткие. Знатность происхождения перестает быть столь важной, а богатство еще не дает права на положение в обществе - необходимо было соответствовать некоему поведенческому стереотипу, который лучше всего определяется словом «респектабельность». Предполагалось, что мужчина должен всецело стремиться к тому, чтобы собственным трудолюбием и добропорядочным поведением занять подобающее место в обществе, а идеал женщины - стать возможно более достойной женой и матерью, ограничивающей свои интересы семейным кругом, строго следящей за соблюдением своими домашними принятых правил поведения, являя собой пример их выполнения. Стало больше цениться религиозное благочестие, выражавшееся в ежедневных семейных молитвах перед едой и на ночь. Внешнее соблюдение религиозных правил-предписаний дошло до поистине тартюфовского показного благочестия. В этот период появляется фраза «ножки надо закрывать даже у рояля», так как упоминание многих частей человеческого тела было строго табуировано, как и упоминание о беременности, рождении ребенка, некоторых предметах туалета, самой невинной взаимной склонности людей противоположного пола и невероятном множестве других вещей, принцип отбора которых обычно недоступен для понимания современного человека.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 345
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 21:31. Заголовок: Правила поведения же..


Правила поведения женщин в 19 веке


Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении женщин. Жизнь респектабельной женщины 19 века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось «умение» легко краснеть и падать в обморок (что, правда, при существовавшей тогда суровой моде на ношение корсетов было нетрудно). Девушке нельзя было выходить одной куда бы то ни было и оставаться наедине с мужчиной в течение хотя бы нескольких минут, даже если этот мужчина был ее женихом. Она должна была просто одеваться, никогда громко не говорить, не смеяться. Ее родители тщательно следили за кругом ее чтения, знакомств и развлечений. Впрочем, после замужества предписания этикета для женщины становились немногим легче - она по-прежнему не могла принять гостей-мужчин в отсутствие мужа, предпочитала не появляться одна в общественных местах и строжайшим образом следила за своей речью и манерами. Мужчины, в свою очередь, должны были всячески подчеркивать привилегированное положение и благочестие дамы, что выражалось в оказании бесчисленных мелких услуг и существовании таких норм этикета, как обязательное вставание, снятие шляпы перед женщиной, обязанность открывать перед ней двери, помочь сесть, нести все ее вещи от перчатки до дамской сумочки и т. п.

В этот период также усложняется система нанесения взаимных визитов, которые четко регламентировались по значению и времени. Входят во всеобщее употребление визитные карточки, причем многие страницы тогдашних руководств по этикету заполнены правилами оформления и послания карточек на случай свадьбы, рождения ребенка, соболезнования, приезда, отъезда, формального визита, поздравления и т. п.

Также строго регламентировались правила приема гостей, застольные манеры, одежда для определенных случаев, ритуалы приветствия и темы бесед. Лишь неукоснительное выполнение всех этих правил давало человеку возможность быть принятым в своем кругу, каким бы этот круг ни был. Естественно, манеры представителей высшего света и мелких буржуа различались между собой, но только непременное их соблюдение делало человека «респектабельным», т. е. уважаемым и полноправным членом общества.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 346
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 21:33. Заголовок: Светская жизнь ..


Светская жизнь


Набор светских развлечений к началу 19 века включал официальные и семейные визиты, обязательно балы в течение зимы - главное место знакомств потенциальных невест и женихов, поездки в театр (для дам только ложи), гулянья в парках, катания в праздники. Все эти развлечения становятся все более открытыми, в подражание парижским появляются публичные балы и маскарады, куда можно было просто купить билет. Планировка столичных и провинциальных городов включает бульвары - по ним прогуливаются, сидят на скамейках с книгой или рукоделием. Все больше внимания уделяется спортивным занятиям - охоте и верховой езде, как и прежде, но особенно аристократичным считается к концу века лаун-теннис. Характер массового увлечения приобретает бег на коньках. К развлечениям стремятся и низшие сословия: самым доступным для них оказываются цирк и кинематограф. Появляется эстрада в современном понимании этого слова. Актеры, прежде в общественном сознании принадлежавшие к самым низам общества, становятся кумирами публики, и принимать их у себя теперь большая честь. Большим успехом пользуются «живые картины», любительские спектакли.
Начало 19 века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств, в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр. Стали популярны виды спортивных занятий, требующие больших затрат и специально оборудованных площадок, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде (напр., гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой). В начале 19 века центрами литературно-художественной и общественной жизни являлись литературные салоны и кружки. По своему типу и составу подразделялись на общества, имевшие устав, регламентировавший деятельность их членов. На литературных собраниях обсуждались социальные проблемы, литературные новинки, читались произведения поэтов, писателей, позже ставшие шедеврами русской и мировой литературы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1342
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.08 21:57. Заголовок: Исходя из прочитанно..


Исходя из прочитанного: хрупкая и бледная, молчаливая и мечтательная, послушная и рассудительная, скромная и ненавязчивая, добрая и образованная Анна Платонова - идеальная барышня первой половины 19 века.




Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 149
Настроение: стройное
Зарегистрирован: 13.06.08
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.08 11:58. Заголовок: Надо будет Иван Иван..


Надо будет Иван Иванычей и Чацких подружить на страницах моей драмы.

Татьяна, Платонова - на все времена. Только вот толпа этого не понимает. И не первая половина 19 века и вторая, а до Отечественной войны и после. Именно тогда нравы более всего поменялись.


Keeper Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 390
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 13
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.08 13:13. Заголовок: Татьяна пишет: Исхо..


Татьяна пишет:

 цитата:
Исходя из прочитанного: хрупкая и бледная, молчаливая и мечтательная, послушная и рассудительная, скромная и ненавязчивая, добрая и образованная Анна Платонова - идеальная барышня первой половины 19 века.



И это вызывает почему-то жуткий негатив у некоторых. До сих пор не понимаю, почему?

Наверно надо искать причины в психологии. Но важную роль играет и окружающая среда: если зрителю с начала 90х навязывали такие нравственные идеалы, как стерва, идущая напролом в своих желаниях, хабалка, свободные нравы и отрицание чего бы то ни было положительного, то соответственно и воспитали его.
Как в "Дневном дозоре", побеждает негатив, поэтому героиня - воплощение доброго и светлого - стала врагом.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1377
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.07.08 00:11. Заголовок: Все дело в моде. Сей..


Все дело в моде. Сейчас очень модно вести себя по-мужски: проявлять инициативу, резко высказываться, стервозничать... Поколение, воспитанное на стебе, сплошной унисекс. Конечно, Анна далека от всего этого, многие критики не удосужились разбираться в этом образе по-настоящему.




Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 352
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.07.08 17:59. Заголовок: Татьяна пишет: спло..


Татьяна пишет:

 цитата:
сплошной унисекс



Вы имеете в виду одежду?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1522
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.08 11:04. Заголовок: Мила Да, я имела в..


Мила

Да, я имела в виду одежду.




Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1523
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.08 11:26. Заголовок: Вот несколько любопы..


Вот несколько любопытных фактов из интересующей нас эпохи.



Шестаков М.В.

Алфавитный список дворян Тамбовской губернии... - как источник по изучению социальной истории провинциального дворянства конца ХVIII - первой половины ХIХ в.

История русского дворянства, в том числе и провинциального, в последнее время вызывает повышенный интерес у историков, так как это было правящее сословие в России, игравшее решающую роль в политической, экономической и духовной жизни страны. В Государственном Архиве Тамбовской области (ГАТО), существует фонд №161 (Тамбовское губернское дворянское депутатское собрание). В этом фонде находятся источники по изучению социальной истории русского провинциального дворянства конца ХVIII - начала ХIХ в. Речь идет о группе источников с общим названием Алфавитный список дворян.... Источник сформирован по принадлежности к определенному уезду Тамбовской губернии: Елатомскому, Кирсановскому, Козловскому, Лебедянскому, Липецкому, Борисоглебскому, Моршанскому, Спасскому, Тамбовскому, Темниковскому, Шацкому, Усманскому. Источники были составлены для продолжения дворянской родословной книги в силу состоявшегося в апреле 1785 г. Высочайшего Манифеста (Жалованная грамота дворянству). Они составлялись канцелярскими работниками и контролировались уездными дворянскими предводителями. Алфавитные списки дворян ... просуществовали до конца 20-х гг. ХIХ в., хотя их содержание значительно изменилось. В списках... указывался дворянин, его чин и сколько у него состоит крепостных душ обоего пола и в каких селах и деревнях. В дальнейшем пришлось отказаться от Алфавитных списков дворян..., на наш взгляд это объясняется тем, что ревизские сказки давали больше сведений о количестве крепостных крестьян у того или иного дворянина, а книги о записи в дворянский род по Тамбовской губернии вполне удовлетворяли губернские и уездные дворянские собрания.

Алфавитный список дворян... каждого из уездов написан по одной форме, в виде таблицы из семи граф. В графу первую писалось имя дворянина его фамилия и отчество (указано, имя отца данного дворянина) и его возраст. В графу вторую записывалось семейное положение дворянина (холост, женат, вдов, сословное происхождение супруги дворянина, ее возраст). Третья графа отводилась под информацию о составе семьи дворянина, как мужского так и женского пола (имя, возраст, место службы), иногда попадаются данные о их семейном положении: холост, женат, количество детей. Четвертая и самая большая графа называлась: Сколько за ним по последней ревизии наследственных или покупных или в приданое полученных обоего пола душ ныне состоит и во скольких селах и деревнях. В эту графу записывались населенные пункты данного уезда, где у дворянина были крепостные крестьяне (указано их число), записана их принадлежность (брату, жене, детям и т. д.). В пятую графу записывалось место жительство дворянина (в каком имении дворянин проживает). Шестая графа дает информацию о чине дворянина (по Табелю о рангах). Седьмая - место службы дворянина, а иногда и место службы детей дворянина. Все сведения, которые были внесены в Алфавитный список... писались и присылались самими дворянами для написания их в дополнения дворянских книг. Данные этого источника использовались в работе уездных дворянских собраний.

По данным этого источника нами была создана база данных, где отражены все параметры таблицы. Электронная база данных позволяет произвести расчеты некоторых параметров изучения социальной истории провинциального дворянства. Можно высчитать возраст главы дворянской семьи, разницу в возрасте между мужем и женой, сословное происхождение супруги. Наибольший интерес представляет подсчет количества детей, как мальчиков так и девочек, их профессиональный гражданский статус. База данных дает возможность проследить распределение имений дворянина по территории России, его место жительства (в какой из губерний предпочитали жить дворяне и т. д.). Для исследователей, которые занимаются военной истории, имеется важная информация о чине дворянина, в котором он уходил в отставку и место (имеются в виду полки) его службы. Также интерес вызывает место жительство и дальнейшая гражданская служба дворянина после отставки.

С помощью электронной базы данных, нами был произведен обсчет Алфавитного списка дворян Тамбовской округи...[1]. Просчет параметра количество детей в дворянских семьях показал, что в среднем в дворянских семьях Тамбовской округи насчитывалось 2,84 ребенка на одну семью (смотри таблицу 1). В процентном соотношении это выглядит так, (смотри таблицу 2).

Таблица 1. Статистический анализ количества детей

Среднее 2,84
Медиана 2
Мода 1
Асимметричность 1.03
Дисперсия выборки 3.71
Стандартная ошибка 0.91
Стандартное отклонение
Сумма 409
Счет 141
Уровень надежности (95,0%) 0.31


Таблица 2. Количество детей в дворянских семьях

1 - 40
2 - 30
3 - 26
4 - 16
5 - 15
6 - 5
7 - 4
8 - 3
9 - 1
-------
Всего 144 дворян.

Однако, встречается необычно большое для дворянской семьи, количество детей. В семье вдовствующего капитана в отставке, Никиты Федоровича Салтыкова, 56 лет, проживавшего в селе Дмитриевское (Кобылянка) Тамбовской округи, числится 10 детей (сыновья Александр 24, Иван 22, Алексей 21, Николай 20, Петр 19, Михаил 16, Андрей 14, Василий 7, Федор 2, дочь Анна 9 лет)[2]. Такое количество детей в дворянских семьях было нехарактерно, и больше отражало крестьянский тип семьи того времени.

Из обсчета в электронной базе данных параметра разницы в возрасте между супругами, видно, что популярная разница в возрасте колеблица от 0 - равный возраст, до 5 лет разницы в пользу мужчины (смотри таблицу 3). Но встречается и разница в возрасте в пользу женщины, так Яков Никитич Субочев 29 лет, был женат на дочери прапорщика Родиона Родионовича Левашева, Марфе 32 лет [3]. Как видно из таблицы, 40% браков между дворянами заключалось с разницей в возрасте от 10 лет и более в пользу дворянина. У простого народа разница между возрастом новобрачных обычно не превышала 4 года в пользу женихов, лишь у образованных классов она часто бывала большей[4]. Мужчины дворянского происхождения не спешили заключать ранние браки, в отличие от крестьян, хотя на протяжении ХVIII - ХIХ вв. в России доминировали ранние браки, как у крестьян так и дворян. Это объясняется несколькими причинами: государственной службой дворян (служба была бессрочной - до болезни или смерти), указами Петра I об обязательном обучении дворян грамоте (те дворяне, которые уклонялись от обучения теряли право жениться) и д.р. Поступая в полки, они отрывались от местности, были регулярным войском, служили без перерывов, с редкими отпусками домой, и не могли укрываться легко от службы[5]. Каждый дворянин был приписан к полку или государственному учреждению, где он проходил службу. Дворянство предпочитало военное поприще, которое считалось престижнее и обеспечивало более быструю карьеру. Провинциальные дворяне женились в основной своей массе, после того, как им предоставят отставку. По предоставлении отставки дворяне уезжали в свои имения, где обзаводились семьей. Чиновники-дворяне весьма неохотно связывали себя семейными узами, многие из них оставались холостяками, и если вступали в брак, то в зрелые годы, и вследствие этого у них было меньше детей, чем в семьях других сословий[6]. Можно вспомнить мемуары Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833), который проживал в селе Дворянинове Тульской губернии. Андрей Тимофеевич вышел в отставку 1762 г., после чего в 1764 г. женился на малолетней госпоже Кавериной, которой было 13 лет, разница в возрасте между супругами составляла 13 лет (ему 26 лет, ей 13)[7]. Совершенно иная картина при заключении брака наблюдалась у крестьян. Разница в возрастах при вступлении в брак у крестьян не была такой большой. Идеальная, с точки зрения крестьян разница между возрастом жениха и невесты составляла 2-3 года[8]. Невеста и ее родители из дворян предпочитали жениха высокого чина, с большим количеством земли и душ. Все это дворянин мог получить за государственную (военную или гражданскую) службу в течении нескольких лет и поэтому в дворянских семьях между мужем и женой сохранялась высокая разница в возрасте. Большая разница в возрасте объясняется и тем, что мужчины женившиеся первый раз (на дворянке 12-13 лет) часто становились вдовцами, из-за слабого физического развития молодых дворянок и им через несколько лет приходилось жениться повторно на более зрелой женщине дворянского происхождения, а то и из других сословий.


Обсчет с помощью электронной базы данных распределения имений дворян по территории России, показал, что большинство имений дворян Тамбовской округи находились в Тамбовском наместничестве. [9] Причем это были, как правило, несколько сел в разных уездах. Тамбовские дворяне, у которых имения располагались в Тамбовской губернии, были мелкопоместными с малым количеством крепостных душ. Те же дворяне, у которых имения располагались в соседних губерниях Рязанской, Тульской, Калужской приобрели земли в Тамбовской губернии, прежде всего, на вновь освоенных землях и в ходе Генерального межевания, с целью лучшего контроля за имениями. Дворяне часто сами переезжали из одного имения в другое, для наведения там порядка, жили в них от нескольких месяцев до года, а иногда и несколько лет.


С помощью электронный базы данных можно рассмотреть сословный характер брака в дворянских семьях. Традиционно дворянство предпочитало заключать браки с представителями своего дворянского сословия, но встречаются браки с представителями из купеческого сословия, а также с однодворцами (смотри таблицу 5).

Таблица 5. Сословный характер брака

Сословная принадлежность супруги Всего в %. Всего дворян (муж. п.)

Однодворцы 7,79 6
Дворянство 1,43 55
Купечество 9,09 7
Духовенство 3,90 3
Военное 3,90 3
Иностранцы 2,60 2
Крестьянство 1,30 1

Общий итог. 100,00 76


Дворяне, которые состояли в браке с девушками купеческого сословия, однодворками или с представителями духовенства были в основном мелкопоместными, разорившимися с малым количеством крепостных и проживавшими в городе Тамбове или в Тамбовской инвалидной команде. Так, Петр Иванович Закусин, 55 лет был женат на крестьянской дочери Прасковьи 38 лет и проживали они в Городе Тамбове, в Тамбовской инвалидной команде, крепостных крестьян у них не было.[10] Что касается брака с иностранками, то Тамбовское дворянство предпочитало заключать браки с женщинами польского и молдавского происхождения, принявшими православие.

Таким образом, Алфавитный список дворян Тамбовской губернии является важным источником по изучению социально - демографической истории русского провинциального дворянства. Он дает возможность проследить различные социально-демографические аспекты поведения провинциального дворянства и на микроуровне уточнить ряд параметров жизни дворянского сословия.









Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1524
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.08 11:29. Заголовок: Как видите, в каждой..


Как видите, в каждой российской губернии были прецеденты браков с крестьянками.
Я не говорю уже о Сибири, где сосланные дворяне очень часто заключали браки с крестьянками.




Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 382
Зарегистрирован: 04.10.07
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.08 14:45. Заголовок: Посчитаем. Дворян в ..


Посчитаем. Дворян в этот период было около 110 тыс. Если экстраполировать, то получается, что на каждую тысячу приходилось 10 браков дворянина с крестьянкой или всего 1000 браков, не включая Сибирь. Не так уж исключительно, как мы думали.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 392
Зарегистрирован: 08.10.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.08 20:17. Заголовок: Грин пишет: Не так ..


Грин пишет:

 цитата:
Не так уж исключительно, как мы думали.



Вывод: не такой уж подвиг Корфа, жениться на бывшей крепостной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5
Настроение: Отличное
Зарегистрирован: 22.07.08
Откуда: Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.08 20:23. Заголовок: Мила пишет: Особое ..


Мила пишет:

 цитата:
Особое значение, которое приобрела в I половине XIX в. литература, обусловило появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере связаны с именем Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), значение творчества которого выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.



Любопытно, что, будучи литературным критиком, Белинский говорил о том, что в России литературы нет
"Литературы у нас нет. У нас есть несколько шедевров - да и как им не быть - нас так много: время от времени великий художник объявится и в куда меньшей стране. Но как у народа, литературы у нас нет, а то, что есть, - не наша заслуга. Наша литература - это бал-маскарад, куда каждый должен явиться в костюме: Байрона, Вольтера, Гете, Шиллера, Шекспира и всех остальных...
... Мировая идея говорит языком человека. Когда внутренняя жизнь народа, из поколения в поколение находит свое выражение в бессознательном творческом ухе своих художников, тогда возникает национальная литература. Потому у нас ее и нет. Да вы посмотрите на нас! Гигантский младенец с крошечной головой, набитой преклонением перед всем иностранным... и огромное беспомощное тело, барахтающееся в собственных испражнениях, материк рабства и суеверий - вот что такое Россия - удерживаемая полицейскими осведомителями и четырнадцатью рангами лизоблюдов - откуда здесь взяться литературе? Народные сказки и иностранные влияния - вот наш удел - падать в обморок от подражаний Расину и Скотту - наша литература не более чем модное развлечение для благородного сословия - вроде карт или танцев. Как это произошло? Почему с нами приключилась эта беда? Потому что нам не доверяли взрослеть...
... Каждое произведение искусства - дыхание одной вечной идеи, которую Бог вдохнул в сознание художника. У нас будет своя литература. Какая литература и какая жизнь - это один и тот же вопрос.Наша нынешняя жизнь оскорбительна. Но мы произвели на свет Пушкина и теперь вот Гоголя."
А ведь Белинскому не позволили закончить университет, потому что он написал пьесу против крепостного права. Он не знал ни одного иностранного языка.
А если говорить о литературе, то в то же время зарождался, как писатель, И.С. Тургенев (хотя сам о себе в те годы он говорил: "Я не писатель, я охотник. Но я бы хотел когда-нибудь написать сносное стихотворение!")

"Конечно, не всем нам быть художниками, так что остальные вместо этого стараются любить, жалко только, что и в этом мы редко гении". Т. Стоппард "Берег утопии" Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1528
Настроение: безмятежное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.08 21:28. Заголовок: Аглая пишет: Белинс..


Аглая пишет:

 цитата:
Белинский говорил о том, что в России литературы нет



И он был прав. Именно 40е годы 19 века дали нам развитие собственной, русской литературы. Я очень уважаю Белинского. Несмотря на его категоричность, он служил локомотивом общественной мысли и внес свою лепту в ее развитие.




Любви все возрасты покорны!
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 259
Настроение: спокойное
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 11
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.08 19:19. Заголовок: Татьяна пишет: жени..


Татьяна пишет:

 цитата:
женился на малолетней госпоже Кавериной, которой было 13 лет, разница в возрасте между супругами составляла 13 лет



Теперь понятно, почему женщины жили меньше и умирали чаще. 13-17 - юность, 18-25, молодость, 26-35-зрелость, 36-45-старость. Не долог был бабий век.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 442
Зарегистрирован: 03.10.07
Репутация: 8
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.08 22:28. Заголовок: Белинский был хороши..


Белинский был хорошим критиком. Если почитать любую современную рецензию о кино, например, или спектакле, то возникает ощущение, что юная журналисточка понятия не имеет о том, что такое критика.Все сводится к выискиванию ляпов, и очень часто за ляп принимается собственное невежество.
Белинский разбирал до винтика характеры, мотивы, докапывался до сути. Конечно, критик тоже человек и может поддаться своим симпатиям. Но личные симпатии не главное в критике Белинского.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 48
Зарегистрирован: 28.04.08
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.08.08 11:38. Заголовок: Костюм 1830—1860 год..


Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды.

В 1830 г. в Германии, Франции и других европейских странах господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его эстетический идеал — сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для романтизма была идеализация прошлого, главным образом средневековья.

Во внешнем облике и костюме человека влияние романтизма создало образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные.

В мужском костюме, который по ассортименту и основным формам остается неизменным, большое значение придается дополнениям, дорогостоящим шерстяным, тонким льняным тканям. Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу. В моду возвращается средневековый плащ и длинные остроконечные туфли.

Мужской и женский силуэты в романтическом костюме сходны: покатая линия плеч, сильное расширение рукава, плотное облегание груди и талии, расширение линии бедер (см. рис. 3).

В 40—50-е гг. в мужском костюме побеждает функциональность, целесообразность форм, утверждается мешковатый силуэт. Фрак становится парадной одеждой. В каждодневной одежде его заменяет сюртук, более удобная закрытая одежда с застежкой на пуговицы. В 60-х гг. сюртук заменяют пиджаком (в прошлом часть охотничьего костюма), который вместе с брюками и жилетом начинают делать из одной ткани. Еще раньше в верхней мужской одежде появляется пальто, короткое, прямого силуэта (рис. 4). Цветовая гамма ограничивается темными (синим, коричневым, зеленым, черным цветами. Рисунок ткани — клетка, узкая полоска. В летнем ассортименте допускались серый, белый и кремовый цвета.


С этого времени вплоть до 60-х гг. XX в. изменения в мужской моде касаются в основном формы деталей (воротников, лацканов), длины и ширины низа брюк, застежки (двубортной или однобортной), степени прилегания по основным линиям силуэта. Ассортимент, форма и цвет одежды окончательно стабилизируются.

Основным головным убором остается цилиндр. Обувь — сапоги и закрыты туфли черного цвета.

Совершенно в ином направлении развивается женский костюм. Рамки деятельности женщины в буржуазном обществе крайне ограничены: светские развлечения, искусство. Она превращается в игрушку, богато украшенную вывеску успехов и положения своего мужа, фабриканта, дельца, буржуа. Формы ее костюма далеки от какой бы то ни было практичности, целесообразности. Роскошные, богатые ткани, нагромождение отделки и украшений, быстрая смена моды, рассчитанной на броские эффекты, характеризует женский костюм буржуазной верхушки. Эклектизм — формальное механическое соединение различных художественных стилей, свойственный всему буржуазному искусству XIX в., характеризует и костюм. На протяжении всего периода встречается использование элементов античности, готики, барокко, рококо в фактуре, цвете, орнаментации тканей, в декоративном и конструктивном решении костюма, в отделке.

Силуэт и формы женского костюма 40—50-х гг. характеризуются четкими пропорциями, естественной линией плеча и талии, увеличенной линией бедер. Исчезли огромные рукава, пышные банты и легкомысленные пастижи причесок; волосы расчесаны на прямой пробор, приглажены щеткой и опускаются локонами по обе стороны лица. Тонкая шея и покатые, низко опущенные плечи плавно заканчиваются узким рукавом. Стан заключен в длинный изящный корсет и, как стебель, опускается на чашечку юбки... Юбка поддерживалась волосяным чехлом-кринолином (от франц. crin — конский волос, lin — лен), который увеличивался из года в год. К 60-м гг. юбка достигла внизу 2,5 — 3 м в диаметре, была уплощена в фас и вытянута в профиль.

Огромные юбки 60-х гг. украшались пышными воланами, каймой тканого узора, зубцами, фестонами. Этот период в истории костюма называют вторым рококо.

Характерной особенностью женского костюма этого периода является разнообразие его ассортимента по назначению: утренние наряды, костюмы для прогулок, обеденные и вечерние туалеты.

Огромную роль в костюме играли дополнения: перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца).

Шляпы сохраняли форму капора с высокой тульей.

Особенность обуви этого времени — низкие каблуки и квадратная носочная часть.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 30 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет